Поиск по сайту

И снова о чеках и бланках

 
Бытовики выиграли время, но главное сражение впереди
 
– Мы так благодарны «Вечерке» за поддержку! Вы просто спасли многих от разорения! – признался «ВМ» в чувствах президент Ремесленной палаты РФ Николай Кобелев.

   Что и говорить, в мае, когда наша газета напечатала материал «Чиновники рубят сук под сферой услуг» («ВМ» № 90 от 23.05.07), положение представителей бытовой сферы было критическим. Всего несколько месяцев отделяло их от времени «Ч» – сентября, после которого жизнь бытовиков России должна была круто измениться. Да, сказать правду, и на нашем – потребительском – существовании это сказалось бы не лучшим образом.



   А дело вот в чем. В марте 2005 года вышло постановление правительство РФ № 171, поставившее под угрозу святая святых – то, на чем уже больше 40 лет держится сфера услуг, а именно: квитанцию (или, говоря научно, бланк строгой отчетности).
   Кто хоть раз посещал химчистку, прокат, ремонт одежды или фотоателье, тот знает – квитанция заполняется в 2–3 экземплярах и содержит очень важную информацию. Какие дефекты имелись на вещи клиента, какая услуга была ему оказана, сколько материалов на это потребовалось, кто отвечает за качество произведенной услуги, гарантийный срок и прочее.
   Простенькая с виду квитанция – официальный документ. Строго говоря, она – «договор бытового подряда». С ней можно и нужно (если что) обращаться в суд. Причем защищает она как потребителя (если у него на второй день после ремонта отвалился каблук башмака), так и работника сферы услуг (а то клиенты тоже разные бывают).
   Более того, квитанция узаконивает единый прейскурант и правила обслуживания. За все 40 лет правительство лишь раз – в 1998 году попыталось отменить квитанцию. Но вал судов и забастовок бытовиков заставил уже через 2 месяца вернуться к ней снова.
   И вот опять попытка разрушить налаженную годами прозрачную систему! Подготовленное Минфином РФ постановление № 171 предлагало упразднить квитанцию. А вместо нее пусть каждый цех бытовиков придумает свой «технологический документ». То есть – полная анархия. Сколько предприятий, столько «квитанций».
   Плюс – упраздняется понятие «гарантийный срок». Взорвется у вас через день после ремонта телевизор – ну что ж, не повезло! Делать нечего, законопослушные бытовики начинают предлагать Минфину РФ свои варианты квитанций…
   Однако почти за 2 года ни одно их предложение не получило «добро».
   – Ближе к сентябрю моральное состояние коллег было, хуже – некуда! – рассказывает Николай Кобелев. – Как работать, на чем!? Мы написали письма в администрацию президента и в правительство России. Прямо сказали: поставлены на колени почти 10 миллионов человек (столько работает в сфере услуг). Основное число предприятий у нас – мелкие. Они и так задавлены налогами (на западе, для сравнения бытовики платят всего 1–3% от объема работ). А без квитанций мы и вовсе станем постоянной мишенью налоговых органов. Многие уже готовы были уйти в «тень» или вовсе оставить этот бизнес. Честно говоря, обидно было за державу!..
   Спасибо вашему участию и поддержке Министерства экономики РФ! Как бы то ни было, за 3 дня до критического срока отмены квитанций, вышло новое постановление правительства РФ № 542 от 27.08.07, которое продлило срок пользования ими… до 1 июня 2008 года, – рассказывает Николай Кобелев.
   При этом, по его словам, известно, что готовится уже новый правительственный документ, который не оставляет намерений выхолостить из квитанции всю важную информацию. Вместо нее остается одна лишь цена.
   – Не мытьем, так катаньем Минфин РФ превращает полноценный договор бытового подряда в обычный чек, – комментирует ситуацию Николай Кобелев. – А кого можно защитить чеком? На чеке услугу не опишешь.
   Более того: нет квитанций – непонятно, как взыскивать с предприятия налоги. Скудные налоги – скудный бюджет.
   – Кого же поддерживает в таком случае Минфин – недобросовестные фирмы, которым работать по черному выгодно? Большинство же предприятий, я знаю, не хотят, чтобы их штрафовали! – уверен глава Ремесленной палаты России. – Они хотят трудиться честно, спокойно, по ясным и понятным правилам. Только в этом случае наши потребители всегда смогут рассчитывать на профессиональную помощь сферы услуг.

№186 (24720) от 08.10.2007
Автор: Анна МИРГОРОДСКАЯ